Творение древних зодчих на горе Сахарная Головка. Базилика во имя святого пророка Илии
Апрель 11, 2023
Просмотров: 509
Статья Дмитрия Маркова, научного сотрудника Сочинского национального парка
Для пустынной и незатронутой религиозным влиянием горной местности подобные параметры кажутся чрезмерными, но они исходили из необходимости решения двуединой задачи: религиозного обслуживания торгового маршрута и обращения в христианство местного населения, прежде всего, взрослого.
Не менее значимым стало размещение храмов на торговых путях, начало которому было, положило строительством в междуречье Кудепсты и Псахо в VII-VIII веках трёх церковных сооружений, два их которых являлись трехнефными базиликами и крестовидным храмом.
Практически на одной линии с тремя храмами в районе селения Лесное, но на значительном удалении от них, около пяти километров, было построено ещё одно небольшое церковное сооружение [1]. Применение здесь лёгкой карбонатной породы, указывает на то, что возникло оно примерно в тот же хронологический период, что и другие зальные базилики в данном районе.
Обособленность храма, по оценке Е.А. Армарчук, выражается не только в удалённости, но и в расположении на самой высокой точке местности - горе Сахарная Головка (633,9 метра) [2], а также в плане постройки и техники кладки стен.
Гора, именуемая в прошлом Лацинуха (Лацунихва, Лацуныха) [3] - доминирует над окружающей местностью (рис. 1). О ней известно, что в древности в нагорной части между реками Сочи и Мзымта, размещалось святилище рода Лац, Лацв [4]. По существовавшим в то время представлениям, оно являлось своего рода охранителем, находившегося внизу поселения. Этот принцип встречается практически на всей территории Кавказа и стал основным при выборе места строительства новой церкви [5].
Храм представляет собой однонефную базилику укороченных пропорций, с апсидой, прямоугольной по внешним и подковообразной по внутренним очертаниям [6] (рис. 2). Размеры здания составляют 9,7х6,3 метра. Доступ в него осуществлялся через три входа в каждой стене, кроме восточной стороны.
Главным строительным материалом являлся песчаник, выходы которого в большом количестве находятся на самой вершине и рядом по склонам (рис. 3). Изготовленные блоки и плиты имели различные размеры и толщину в зависимости от конкретного применения. Кроме того, как отмечалось выше, здесь использовалась также и местная карбонатная порода.
Церковь устроена на трёхступенчатом цоколе из крупных тесаных блоков. Он выполняет важную несущую функцию, проходя по всему периметру здания, и уложен со сдвигом каждого следующего ряда кладки на 5–10 см.
Стены здания толщиною от метра и более, особенно в нижней части, выложены аккуратной панцирной кладкой из крупных песчаниковых блоков с внутренней забутовкой мелким рваным камнем на известковом растворе. Лицевая поверхность стен гладкая, хорошо видны швы. Подобную конструкцию можно назвать забутовкой с облицовкой, а саму облицовку - панцирной. Она представляет собой усложненный вариант, обеспечивающий лучшее сцепление чередующихся рядов вертикальных и горизонтальных плит с бутовым телом стены, и большую прочность.
Пол вымощен большими каменными плитами естественной формы. В алтарной же части присутствовала заливка из известкового бетона, уложенная на материковую поверхность.
Церковь перекрывалась цилиндрическим сводом, по которому укладывалась черепица (рис. 4, 1). Часть её была снабжена метками в виде рельефных знаков четырехконечного креста, использованных на перекрытии храма у села Веселое [7]. Арочные оконные и, возможно, дверные проемы, выполнялись из легкого пористого камня (рис. 4, 2).
Снаружи, вплотную к северной и южной сторонам апсиды и заплечикам храма, пристроены два наземных склепа, каждый с впущенной в материк гробницей с множественными захоронениями (рис. 5). Пристройки практически не выступают за восточный фас апсиды, но незначительно выдаются относительно северного и южного фасадов здания. К западной стене храма примыкает подземное сооружение, ограждённое каменными плитами в один ряд. Внутри него устроена усыпальница с тремя погребениями. Точная функция данной постройки до сих пор неясна. Возможно, она имела ещё и дополнительное назначение в виде притвора.
Склепы с пристройкой не соединены с основным объемом храма. В тоже время «перевязанная» со стеной на южном фасаде апсиды пилястра является опорой для арки склепа, что может указывать на одновременность возведения оссуариев и самого храм. О единстве этого процесса свидетельствует и такая редкая для региона особенность храма, как выраженная снаружи прямоугольная апсида с двумя широкими заплечиками. Подобный план алтарной части необычен для Кавказа, где, зачастую, восточная сторона однонефного здания полностью скрыта наружной прямой стеной [8]. Таким образом, храм на горе Сахарная Головка относится к типу зальных базилик и представляет собой локальный вариант сооружения с выраженной снаружи апсидой, которая из-за одновременной пристройки склепов-оссуариев приобрела прямоугольные очертания.
Три специальных помещения для захоронений вместе с погребениями на территории (общим числом 45) доказывают тот факт, что храмовая постройка даже в большей степени, чем церковь у родника Крион Нерон, выполняла функции мартирия и действовала в таком предназначении до рубежа XIII –XIV вв. [6]
Появление базилик с вписанными апсидами на территории Сочинского Причерноморья свидетельствует о влиянии традиций грузинского зодчества опосредованно, через Абхазию. В ней известно значительное количество таких храмов в т.ч. и с пристроенными дополнительными симметричными сооружениями [9].
Нечто подобное осуществлено и на храме на горе Сахарная Головка, возведение которого отнесено к первой половине X века. Первоначально строилась обычная зальная базилика с выступающей полукруглой апсидой с заплечиками. По всей видимости, еще изначально в план, могли вноситься дополнения, предполагавшие пристройку к апсиде оссуариев. Для этой цели были выполнены глубокие заплечики нефа и сужена алтарная часть.
Видимо, тогда же в конструкцию алтарной части внесли дополнение в виде прямоугольного завершения апсиды с внешней стороны. Такой тип конструктивных решений характерен христианским храмам Армении уже на рубеже VI-VII веков. Возможно, в строительстве этого церковного здания могли принимать участие и армянские зодчие, которые впоследствии строили аналогичные сооружения. Об этом свидетельствует возведённый ими в Крыму в период развитого средневековья храм на мысе Ай-Фока для греческой общины [10].
Последующая пристройка склепов на горе Сахарная Головка вызвала необходимость устройства между ними дополнительной стены, в результате которой конструкция приобрела форму вписанной апсиды.
Подобные симметрические сооружениями в Абхазии появились намного раньше, прежде всего, в Каманском (храм св. Иоанна Златоуста) [11] и Сулевском (храм Пшоухва) [12] Вероятно, именно они послужили образцами в ходе перестройки базилики на горе «Сахарная Головка».
В 2016 году над этим храмом был установлен навес для защиты открытых конструкций, что позволило не только сохранить древний памятник. В дни памяти пророка Илии (2 августа по новому стилю) на руинах этого храма проводятся богослужения (рис. 6).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анфимов Н.В. Отчёт о работе Черноморской археологической экспедиции 1956 г. // Архив ИА РАН. №1385. С. 6.
2. Тарчевский Б.А. Горы Сочинского Причерноморья. Краткий словарь-справочник. СО РГО. Сочи: ИП Кривлякин С.П. 2014. С. 68.
3. Шакирбай Г.З. Абхазские топонимы Большого Сочи. Отв. редактор к.ф.н. Н.В. Аршба. Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа. Сухуми: «Алашара», 1978. С. 13.
4. Инал-Ипа Ш. Д. Этническая территория садзов в XIX веке // Садзы: Историко-этнографические этюды. Издание второе. М., 1995. С. 124.
5. Хондзия З.Г., Требелева Г.В., Юрков Г.Ю. Святое место Чигурных и раннесредневековый храм // VI «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. Проблемы изучения погребального обряда народов Западного Кавказа в древности и в средневековье. (г. Краснодар, 31 мая-02 июня 2016 г). Краснодар. 2016. С. 243-245.
6. Греков А.А. Отчет об археологических разведках… // Архив ООО «Кубаньархеология». Краснодар. Т. I. 2016. С. 196..
7. Давудов Ш.О., Армарчук Е.А. Керамика из раскопок храма X-XI веков у пос. Весёлое // Новейшие открытия в археологии Северного Кавказа: Исследования и интерпретации. XXVII Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции. Махачкала, 23-28 апреля 2012 г. Мавраевъ, 2012. С. 311-313.
8. Хрушкова Л.Г. Восточное Причерноморье в византийскую эпоху. История. Архитектура. Археология. Калининград–Москва: ИД «РОС-ДОАФК». 2018. С. 389.
9. Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. Научно-исследовательский институт истории, экономики, языка и литературы при Совете министров СО АССР. Орджоникидзе. Издательство «Ир». 1977. С. 94-99.
10. Майко В.В. Христианский храм на мысе Ай-Фока у с. Морское в Юго-Восточном Крыму // Античная древность и средние века. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. 2015. Вып. 43. С. 264-274.
11. Пачулиа В.П. Исторические памятники Абхазии, их значение и охрана. М. Наука. 1968. С. 117
12. Саканиа С.М. Храм в с. Пшоухва // Пятидесятая итоговая научная сессия (25-27 апреля). Тезисы докладов. Сухум: АБИГИ, 2006. С. 44-45.
Для пустынной и незатронутой религиозным влиянием горной местности подобные параметры кажутся чрезмерными, но они исходили из необходимости решения двуединой задачи: религиозного обслуживания торгового маршрута и обращения в христианство местного населения, прежде всего, взрослого.
Не менее значимым стало размещение храмов на торговых путях, начало которому было, положило строительством в междуречье Кудепсты и Псахо в VII-VIII веках трёх церковных сооружений, два их которых являлись трехнефными базиликами и крестовидным храмом.
Практически на одной линии с тремя храмами в районе селения Лесное, но на значительном удалении от них, около пяти километров, было построено ещё одно небольшое церковное сооружение [1]. Применение здесь лёгкой карбонатной породы, указывает на то, что возникло оно примерно в тот же хронологический период, что и другие зальные базилики в данном районе.
Обособленность храма, по оценке Е.А. Армарчук, выражается не только в удалённости, но и в расположении на самой высокой точке местности - горе Сахарная Головка (633,9 метра) [2], а также в плане постройки и техники кладки стен.
Гора, именуемая в прошлом Лацинуха (Лацунихва, Лацуныха) [3] - доминирует над окружающей местностью (рис. 1). О ней известно, что в древности в нагорной части между реками Сочи и Мзымта, размещалось святилище рода Лац, Лацв [4]. По существовавшим в то время представлениям, оно являлось своего рода охранителем, находившегося внизу поселения. Этот принцип встречается практически на всей территории Кавказа и стал основным при выборе места строительства новой церкви [5].
Храм представляет собой однонефную базилику укороченных пропорций, с апсидой, прямоугольной по внешним и подковообразной по внутренним очертаниям [6] (рис. 2). Размеры здания составляют 9,7х6,3 метра. Доступ в него осуществлялся через три входа в каждой стене, кроме восточной стороны.
Главным строительным материалом являлся песчаник, выходы которого в большом количестве находятся на самой вершине и рядом по склонам (рис. 3). Изготовленные блоки и плиты имели различные размеры и толщину в зависимости от конкретного применения. Кроме того, как отмечалось выше, здесь использовалась также и местная карбонатная порода.
Церковь устроена на трёхступенчатом цоколе из крупных тесаных блоков. Он выполняет важную несущую функцию, проходя по всему периметру здания, и уложен со сдвигом каждого следующего ряда кладки на 5–10 см.
Стены здания толщиною от метра и более, особенно в нижней части, выложены аккуратной панцирной кладкой из крупных песчаниковых блоков с внутренней забутовкой мелким рваным камнем на известковом растворе. Лицевая поверхность стен гладкая, хорошо видны швы. Подобную конструкцию можно назвать забутовкой с облицовкой, а саму облицовку - панцирной. Она представляет собой усложненный вариант, обеспечивающий лучшее сцепление чередующихся рядов вертикальных и горизонтальных плит с бутовым телом стены, и большую прочность.
Пол вымощен большими каменными плитами естественной формы. В алтарной же части присутствовала заливка из известкового бетона, уложенная на материковую поверхность.
Церковь перекрывалась цилиндрическим сводом, по которому укладывалась черепица (рис. 4, 1). Часть её была снабжена метками в виде рельефных знаков четырехконечного креста, использованных на перекрытии храма у села Веселое [7]. Арочные оконные и, возможно, дверные проемы, выполнялись из легкого пористого камня (рис. 4, 2).
Снаружи, вплотную к северной и южной сторонам апсиды и заплечикам храма, пристроены два наземных склепа, каждый с впущенной в материк гробницей с множественными захоронениями (рис. 5). Пристройки практически не выступают за восточный фас апсиды, но незначительно выдаются относительно северного и южного фасадов здания. К западной стене храма примыкает подземное сооружение, ограждённое каменными плитами в один ряд. Внутри него устроена усыпальница с тремя погребениями. Точная функция данной постройки до сих пор неясна. Возможно, она имела ещё и дополнительное назначение в виде притвора.
Склепы с пристройкой не соединены с основным объемом храма. В тоже время «перевязанная» со стеной на южном фасаде апсиды пилястра является опорой для арки склепа, что может указывать на одновременность возведения оссуариев и самого храм. О единстве этого процесса свидетельствует и такая редкая для региона особенность храма, как выраженная снаружи прямоугольная апсида с двумя широкими заплечиками. Подобный план алтарной части необычен для Кавказа, где, зачастую, восточная сторона однонефного здания полностью скрыта наружной прямой стеной [8]. Таким образом, храм на горе Сахарная Головка относится к типу зальных базилик и представляет собой локальный вариант сооружения с выраженной снаружи апсидой, которая из-за одновременной пристройки склепов-оссуариев приобрела прямоугольные очертания.
Три специальных помещения для захоронений вместе с погребениями на территории (общим числом 45) доказывают тот факт, что храмовая постройка даже в большей степени, чем церковь у родника Крион Нерон, выполняла функции мартирия и действовала в таком предназначении до рубежа XIII –XIV вв. [6]
Появление базилик с вписанными апсидами на территории Сочинского Причерноморья свидетельствует о влиянии традиций грузинского зодчества опосредованно, через Абхазию. В ней известно значительное количество таких храмов в т.ч. и с пристроенными дополнительными симметричными сооружениями [9].
Нечто подобное осуществлено и на храме на горе Сахарная Головка, возведение которого отнесено к первой половине X века. Первоначально строилась обычная зальная базилика с выступающей полукруглой апсидой с заплечиками. По всей видимости, еще изначально в план, могли вноситься дополнения, предполагавшие пристройку к апсиде оссуариев. Для этой цели были выполнены глубокие заплечики нефа и сужена алтарная часть.
Видимо, тогда же в конструкцию алтарной части внесли дополнение в виде прямоугольного завершения апсиды с внешней стороны. Такой тип конструктивных решений характерен христианским храмам Армении уже на рубеже VI-VII веков. Возможно, в строительстве этого церковного здания могли принимать участие и армянские зодчие, которые впоследствии строили аналогичные сооружения. Об этом свидетельствует возведённый ими в Крыму в период развитого средневековья храм на мысе Ай-Фока для греческой общины [10].
Последующая пристройка склепов на горе Сахарная Головка вызвала необходимость устройства между ними дополнительной стены, в результате которой конструкция приобрела форму вписанной апсиды.
Подобные симметрические сооружениями в Абхазии появились намного раньше, прежде всего, в Каманском (храм св. Иоанна Златоуста) [11] и Сулевском (храм Пшоухва) [12] Вероятно, именно они послужили образцами в ходе перестройки базилики на горе «Сахарная Головка».
В 2016 году над этим храмом был установлен навес для защиты открытых конструкций, что позволило не только сохранить древний памятник. В дни памяти пророка Илии (2 августа по новому стилю) на руинах этого храма проводятся богослужения (рис. 6).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анфимов Н.В. Отчёт о работе Черноморской археологической экспедиции 1956 г. // Архив ИА РАН. №1385. С. 6.
2. Тарчевский Б.А. Горы Сочинского Причерноморья. Краткий словарь-справочник. СО РГО. Сочи: ИП Кривлякин С.П. 2014. С. 68.
3. Шакирбай Г.З. Абхазские топонимы Большого Сочи. Отв. редактор к.ф.н. Н.В. Аршба. Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа. Сухуми: «Алашара», 1978. С. 13.
4. Инал-Ипа Ш. Д. Этническая территория садзов в XIX веке // Садзы: Историко-этнографические этюды. Издание второе. М., 1995. С. 124.
5. Хондзия З.Г., Требелева Г.В., Юрков Г.Ю. Святое место Чигурных и раннесредневековый храм // VI «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. Проблемы изучения погребального обряда народов Западного Кавказа в древности и в средневековье. (г. Краснодар, 31 мая-02 июня 2016 г). Краснодар. 2016. С. 243-245.
6. Греков А.А. Отчет об археологических разведках… // Архив ООО «Кубаньархеология». Краснодар. Т. I. 2016. С. 196..
7. Давудов Ш.О., Армарчук Е.А. Керамика из раскопок храма X-XI веков у пос. Весёлое // Новейшие открытия в археологии Северного Кавказа: Исследования и интерпретации. XXVII Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции. Махачкала, 23-28 апреля 2012 г. Мавраевъ, 2012. С. 311-313.
8. Хрушкова Л.Г. Восточное Причерноморье в византийскую эпоху. История. Архитектура. Археология. Калининград–Москва: ИД «РОС-ДОАФК». 2018. С. 389.
9. Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. Научно-исследовательский институт истории, экономики, языка и литературы при Совете министров СО АССР. Орджоникидзе. Издательство «Ир». 1977. С. 94-99.
10. Майко В.В. Христианский храм на мысе Ай-Фока у с. Морское в Юго-Восточном Крыму // Античная древность и средние века. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. 2015. Вып. 43. С. 264-274.
11. Пачулиа В.П. Исторические памятники Абхазии, их значение и охрана. М. Наука. 1968. С. 117
12. Саканиа С.М. Храм в с. Пшоухва // Пятидесятая итоговая научная сессия (25-27 апреля). Тезисы докладов. Сухум: АБИГИ, 2006. С. 44-45.