Заявка на посещение маршрута
354002, г. Сочи, Курортный пр., д.74
Товар добавлен в корзину
К корзине Продолжить
  1. ФГБУ Сочинский национальный парк
  2. ФГБУ «Сочинский национальный парк»
  3. Историко-культурное наследие
  4. Творение древних зодчих на горе Сахарная Головка. Базилика во имя святого пророка Илии

Творение древних зодчих на горе Сахарная Головка. Базилика во имя святого пророка Илии

Апрель 11, 2023 Просмотров: 381
Статья Дмитрия Маркова, научного сотрудника Сочинского национального парка

Для пустынной и незатронутой религиозным влиянием горной местности подобные параметры кажутся чрезмерными, но они исходили из необходимости решения двуединой задачи: религиозного обслуживания торгового маршрута и обращения в христианство местного населения, прежде всего, взрослого.

Не менее значимым стало размещение храмов на торговых путях, начало которому было, положило строительством в междуречье Кудепсты и Псахо в VII-VIII веках трёх церковных сооружений, два их которых являлись трехнефными базиликами и крестовидным храмом.
Практически на одной линии с тремя храмами в районе селения Лесное, но на значительном удалении от них, около пяти километров, было построено ещё одно небольшое церковное сооружение [1]. Применение здесь лёгкой карбонатной породы, указывает на то, что возникло оно примерно в тот же хронологический период, что и другие зальные базилики в данном районе.

Обособленность храма, по оценке Е.А. Армарчук, выражается не только в удалённости, но и в расположении на самой высокой точке местности - горе Сахарная Головка (633,9 метра) [2], а также в плане постройки и техники кладки стен.
Гора, именуемая в прошлом Лацинуха (Лацунихва, Лацуныха) [3] - доминирует над окружающей местностью (рис. 1). О ней известно, что в древности в нагорной части между реками Сочи и Мзымта, размещалось святилище рода Лац, Лацв [4]. По существовавшим в то время представлениям, оно являлось своего рода охранителем, находившегося внизу поселения. Этот принцип встречается практически на всей территории Кавказа и стал основным при выборе места строительства новой церкви [5].
Храм представляет собой однонефную базилику укороченных пропорций, с апсидой, прямоугольной по внешним и подковообразной по внутренним очертаниям [6] (рис. 2). Размеры здания составляют 9,7х6,3 метра. Доступ в него осуществлялся через три входа в каждой стене, кроме восточной стороны.

Главным строительным материалом являлся песчаник, выходы которого в большом количестве находятся на самой вершине и рядом по склонам (рис. 3). Изготовленные блоки и плиты имели различные размеры и толщину в зависимости от конкретного применения. Кроме того, как отмечалось выше, здесь использовалась также и местная карбонатная порода.
Церковь устроена на трёхступенчатом цоколе из крупных тесаных блоков. Он выполняет важную несущую функцию, проходя по всему периметру здания, и уложен со сдвигом каждого следующего ряда кладки на 5–10 см.
Стены здания толщиною от метра и более, особенно в нижней части, выложены аккуратной панцирной кладкой из крупных песчаниковых блоков с внутренней забутовкой мелким рваным камнем на известковом растворе. Лицевая поверхность стен гладкая, хорошо видны швы. Подобную конструкцию можно назвать забутовкой с облицовкой, а саму облицовку - панцирной. Она представляет собой усложненный вариант, обеспечивающий лучшее сцепление чередующихся рядов вертикальных и горизонтальных плит с бутовым телом стены, и большую прочность.

Пол вымощен большими каменными плитами естественной формы. В алтарной же части присутствовала заливка из известкового бетона, уложенная на материковую поверхность.
Церковь перекрывалась цилиндрическим сводом, по которому укладывалась черепица (рис. 4, 1). Часть её была снабжена метками в виде рельефных знаков четырехконечного креста, использованных на перекрытии храма у села Веселое [7]. Арочные оконные и, возможно, дверные проемы, выполнялись из легкого пористого камня (рис. 4, 2).

Снаружи, вплотную к северной и южной сторонам апсиды и заплечикам храма, пристроены два наземных склепа, каждый с впущенной в материк гробницей с множественными захоронениями (рис. 5). Пристройки практически не выступают за восточный фас апсиды, но незначительно выдаются относительно северного и южного фасадов здания. К западной стене храма примыкает подземное сооружение, ограждённое каменными плитами в один ряд. Внутри него устроена усыпальница с тремя погребениями. Точная функция данной постройки до сих пор неясна. Возможно, она имела ещё и дополнительное назначение в виде притвора.

Склепы с пристройкой не соединены с основным объемом храма. В тоже время «перевязанная» со стеной на южном фасаде апсиды пилястра является опорой для арки склепа, что может указывать на одновременность возведения оссуариев и самого храм. О единстве этого процесса свидетельствует и такая редкая для региона особенность храма, как выраженная снаружи прямоугольная апсида с двумя широкими заплечиками. Подобный план алтарной части необычен для Кавказа, где, зачастую, восточная сторона однонефного здания полностью скрыта наружной прямой стеной [8]. Таким образом, храм на горе Сахарная Головка относится к типу зальных базилик и представляет собой локальный вариант сооружения с выраженной снаружи апсидой, которая из-за одновременной пристройки склепов-оссуариев приобрела прямоугольные очертания.

Три специальных помещения для захоронений вместе с погребениями на территории (общим числом 45) доказывают тот факт, что храмовая постройка даже в большей степени, чем церковь у родника Крион Нерон, выполняла функции мартирия и действовала в таком предназначении до рубежа XIII –XIV вв. [6]

Появление базилик с вписанными апсидами на территории Сочинского Причерноморья свидетельствует о влиянии традиций грузинского зодчества опосредованно, через Абхазию. В ней известно значительное количество таких храмов в т.ч. и с пристроенными дополнительными симметричными сооружениями [9].

Нечто подобное осуществлено и на храме на горе Сахарная Головка, возведение которого отнесено к первой половине X века. Первоначально строилась обычная зальная базилика с выступающей полукруглой апсидой с заплечиками. По всей видимости, еще изначально в план, могли вноситься дополнения, предполагавшие пристройку к апсиде оссуариев. Для этой цели были выполнены глубокие заплечики нефа и сужена алтарная часть.
Видимо, тогда же в конструкцию алтарной части внесли дополнение в виде прямоугольного завершения апсиды с внешней стороны. Такой тип конструктивных решений характерен христианским храмам Армении уже на рубеже VI-VII веков. Возможно, в строительстве этого церковного здания могли принимать участие и армянские зодчие, которые впоследствии строили аналогичные сооружения. Об этом свидетельствует возведённый ими в Крыму в период развитого средневековья храм на мысе Ай-Фока для греческой общины [10].
Последующая пристройка склепов на горе Сахарная Головка вызвала необходимость устройства между ними дополнительной стены, в результате которой конструкция приобрела форму вписанной апсиды.
Подобные симметрические сооружениями в Абхазии появились намного раньше, прежде всего, в Каманском (храм св. Иоанна Златоуста) [11] и Сулевском (храм Пшоухва) [12] Вероятно, именно они послужили образцами в ходе перестройки базилики на горе «Сахарная Головка».
В 2016 году над этим храмом был установлен навес для защиты открытых конструкций, что позволило не только сохранить древний памятник. В дни памяти пророка Илии (2 августа по новому стилю) на руинах этого храма проводятся богослужения (рис. 6).




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анфимов Н.В. Отчёт о работе Черноморской археологической экспедиции 1956 г. // Архив ИА РАН. №1385. С. 6.
2. Тарчевский Б.А. Горы Сочинского Причерноморья. Краткий словарь-справочник. СО РГО. Сочи: ИП Кривлякин С.П. 2014. С. 68.
3. Шакирбай Г.З. Абхазские топонимы Большого Сочи. Отв. редактор к.ф.н. Н.В. Аршба. Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа. Сухуми: «Алашара», 1978. С. 13.
4. Инал-Ипа Ш. Д. Этническая территория садзов в XIX веке // Садзы: Историко-этнографические этюды. Издание второе. М., 1995. С. 124.
5. Хондзия З.Г., Требелева Г.В., Юрков Г.Ю. Святое место Чигурных и раннесредневековый храм // VI «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. Проблемы изучения погребального обряда народов Западного Кавказа в древности и в средневековье. (г. Краснодар, 31 мая-02 июня 2016 г). Краснодар. 2016. С. 243-245.
6. Греков А.А. Отчет об археологических разведках… // Архив ООО «Кубаньархеология». Краснодар. Т. I. 2016. С. 196..
7. Давудов Ш.О., Армарчук Е.А. Керамика из раскопок храма X-XI веков у пос. Весёлое // Новейшие открытия в археологии Северного Кавказа: Исследования и интерпретации. XXVII Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции. Махачкала, 23-28 апреля 2012 г. Мавраевъ, 2012. С. 311-313.
8. Хрушкова Л.Г. Восточное Причерноморье в византийскую эпоху. История. Архитектура. Археология. Калининград–Москва: ИД «РОС-ДОАФК». 2018. С. 389.
9. Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. Научно-исследовательский институт истории, экономики, языка и литературы при Совете министров СО АССР. Орджоникидзе. Издательство «Ир». 1977. С. 94-99.
10. Майко В.В. Христианский храм на мысе Ай-Фока у с. Морское в Юго-Восточном Крыму // Античная древность и средние века. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. 2015. Вып. 43. С. 264-274.
11. Пачулиа В.П. Исторические памятники Абхазии, их значение и охрана. М. Наука. 1968. С. 117
12. Саканиа С.М. Храм в с. Пшоухва // Пятидесятая итоговая научная сессия (25-27 апреля). Тезисы докладов. Сухум: АБИГИ, 2006. С. 44-45.