Два лома в ущелье Ахцу
Февраль 10, 2023
Просмотров: 386
После окончания в 1864 году Кавказской войны встал вопрос об освоении нового завоёванного края, в т.ч. и территории нынешней Красной Поляны. Долгий поиск варианта прокладки дороги привёл к решению властей вести её от моря по правому берегу Мзымты через теснину Ахцу.
Строительство Краснополянского шоссе началось в 1897 году под руководством инженера В. К. Константинова. Всего на скальном участке работало приблизительно две с половиной сотни рабочих. В качестве строителей трудились греки и турки, приезжавшие в Россию на заработки.
Наиболее трудным отрезком трассы являлась ущелье Ахцу длиною семь вёрст. Пришлось вырубать каменный карниз в отвесной скале ущелья, сложенного из кремнистого известняка значительной твёрдости.
Скальный грунт требовал развития различных видов предварительных работ, состоящих из подготовки тропок для доступа к месту выборки полотна, заложения откосов открытых выемок в скале и для заложения полутоннельных работ. Основными орудиями труда были лом, кирка, лопата.
Возвышающая над головами строителей скала получила название «Пронеси, господи»! Именно здесь, на недоступной высоте, в расщелине, и находится памятник истории: два лома, вбитых в скальный грунт на отвесной стене. Дорогу укатывали щебнем, который дробили вручную молотом и развозили на тачках. Со стороны обрыва сооружались бетонные парапеты. В самом узком месте ущелья возводился стометровый тоннель.
Через два года трасса была открыта для движения. Ее протяженность составила 59 километров.
За прошедшие десятилетия, особенно в предолимпийский период, в ущелье Ахцу проходило масштабное дорожное строительство, выразившееся в сооружении протяжённого автомобильного тоннеля и совмещённой автомобильной и железной дороги. Самый опасный участок трассы стал непроезжим. И лишь два лома, вбитые в скальный грунт на отвесной стене, до сих пор остаются немыми "свидетелями" тяжелого и опасного труда строителей старого Краснополянского шоссе.
Строительство Краснополянского шоссе началось в 1897 году под руководством инженера В. К. Константинова. Всего на скальном участке работало приблизительно две с половиной сотни рабочих. В качестве строителей трудились греки и турки, приезжавшие в Россию на заработки.
Наиболее трудным отрезком трассы являлась ущелье Ахцу длиною семь вёрст. Пришлось вырубать каменный карниз в отвесной скале ущелья, сложенного из кремнистого известняка значительной твёрдости.
Скальный грунт требовал развития различных видов предварительных работ, состоящих из подготовки тропок для доступа к месту выборки полотна, заложения откосов открытых выемок в скале и для заложения полутоннельных работ. Основными орудиями труда были лом, кирка, лопата.
Возвышающая над головами строителей скала получила название «Пронеси, господи»! Именно здесь, на недоступной высоте, в расщелине, и находится памятник истории: два лома, вбитых в скальный грунт на отвесной стене. Дорогу укатывали щебнем, который дробили вручную молотом и развозили на тачках. Со стороны обрыва сооружались бетонные парапеты. В самом узком месте ущелья возводился стометровый тоннель.
Через два года трасса была открыта для движения. Ее протяженность составила 59 километров.
За прошедшие десятилетия, особенно в предолимпийский период, в ущелье Ахцу проходило масштабное дорожное строительство, выразившееся в сооружении протяжённого автомобильного тоннеля и совмещённой автомобильной и железной дороги. Самый опасный участок трассы стал непроезжим. И лишь два лома, вбитые в скальный грунт на отвесной стене, до сих пор остаются немыми "свидетелями" тяжелого и опасного труда строителей старого Краснополянского шоссе.