Открытая дискуссия с представителями Госдумы во главе с Дмитрием Кобылкиным
Июнь 20, 2022
Просмотров: 250
Представители Сочинского нацпарка совместно с коллегами из других особо охраняемых природных территорий страны приняли участие в открытой дискуссии с представителями Госдумы во главе с Дмитрием Кобылкиным, обсудив предстоящие изменения в федеральный закон в части регулирования рекреационной деятельности на ООПТ
16 июня 2022 года в г. Санкт-Петербурге прошло совещание под председательством
Председателя Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Д.Н. Кобылкина
по обсуждению проекта федерального закона № 1130300-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территорий).
В обсуждении проекта также принимали участие Боярский Сергей, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, Журова Светлана, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, а также руководители государственных заповедников и нацпарков.
Встреча прошла в легком формате с откровенным разговором с руководителями заповедников и нацпарков.
"Этот формат общения очень важен для выстраивания работы в контексте стоящей перед всеми нами задачи по развитию экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. Проект закона об экотуризме на ООПТ находится в стадии проработки, согласования и обсуждения с профессиональным и научным сообществом.
Мы учитываем мнение людей, которые работают в национальных парках, знают всю специфику. Такие территории не могут просто принимать турпоток, у каждого нацпарка есть определенная "ёмкость" для приема посетителей", - отметил Дмитрий Кобылкин.
Первое, на что обратили внимание коллеги: помимо собственно развития экологического туризма необходимо развивать и экологическую культуру. Повсеместная проблема – это мусор после неразумных туристов, что абсолютно недопустимо для заповедных территорий. Безусловно, поиск и соблюдение разумного баланса между необходимостью сохранения первозданной природы и задачей развивать экотуризм является в данном случае приоритетом.
Участники совещания сошлись в едином мнении: развитие экотуризма при грамотной организации процесса и законодательной поддержке позволит показать красоту природы, избежать несанкционированных свалок, а в будущем может быть создана единая система экотуризма по всей России.
Справочно:
Наряду с сохранением биологического разнообразия и поддержанием в естественном состоянии природных комплексов и объектов, одной из целей создания особо охраняемых природных территорий является их использование в рекреационных целях. Однако на практике это использование остается недостаточным, что во многом связано с низким уровнем гарантий защиты прав инвесторов, создающих и эксплуатирующих рекреационную инфраструктуру на таких территориях.
В соответствии с действующим законодательством в составе национального парка выделяются рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристкой индустрии, музеев и информационных центров. Осуществление рекреационной деятельности также допускается на территории зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Зоны, имеющие рекреационное назначение, могут выделяться и в составе природных парков.
Вместе с тем, в Федеральном законе от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не определены допустимые параметры осуществления на особо охраняемых природных территориях рекреационной деятельности, а также основные принципы осуществления такой деятельности.
Правовая неопределенность в этих вопросам, с одной стороны, ограничивает законное использование особо охраняемых природных территорий в целях осуществления рекреационной деятельности, а с другой стороны, повышает риски причинения вреда природным комплексам и объектам при осуществлении такой деятельности.
Для устранения этого недостатка в проекте федерального закона закрепляются основные принципы осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях, к которым относятся:
экологическое ориентирование рекреационной деятельности;
не превышение предельно допустимых значений рекреационной нагрузки при осуществлении рекреационной деятельности;
обеспечение индивидуального подхода к осуществлению рекреационной деятельности;
использование при осуществлении рекреационной деятельности объектов инфраструктуры, транспорта и оборудования, оказывающих минимально возможное негативное воздействие на окружающую среду;
вовлечение местных жителей природных территорий в сферу развития рекреационной деятельности.
Для предотвращения изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются полномочиями устанавливать особенности рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях и перечни некапитальных строений, сооружений и объектов благоустройства, допускаемых к созданию на особо охраняемых природных территориях.
Применительно к национальным паркам вводится обязанность организовывать рекреационную деятельность с учетом предельно допустимых рекреационных нагрузок, которая рассчитывается для каждого национального парка отдельно и утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующий национальный парк. При этом остаются в силе действующие запреты на осуществление деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам национальных парков, в том числе запрет на создание объектов капитального строительства. Данные изменения позволят обеспечить учет индивидуальных особенностей национального парка при планировании рекреационной деятельности на его территории.
Кроме того, законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Принятие проекта федерального закона обеспечит дальнейшее развитие рекреационных зон особо охраняемых природных территорий, при сохранении их природных комплексов и объектов.
16 июня 2022 года в г. Санкт-Петербурге прошло совещание под председательством
Председателя Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Д.Н. Кобылкина
по обсуждению проекта федерального закона № 1130300-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территорий).
В обсуждении проекта также принимали участие Боярский Сергей, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, Журова Светлана, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, а также руководители государственных заповедников и нацпарков.
Встреча прошла в легком формате с откровенным разговором с руководителями заповедников и нацпарков.
"Этот формат общения очень важен для выстраивания работы в контексте стоящей перед всеми нами задачи по развитию экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. Проект закона об экотуризме на ООПТ находится в стадии проработки, согласования и обсуждения с профессиональным и научным сообществом.
Мы учитываем мнение людей, которые работают в национальных парках, знают всю специфику. Такие территории не могут просто принимать турпоток, у каждого нацпарка есть определенная "ёмкость" для приема посетителей", - отметил Дмитрий Кобылкин.
Первое, на что обратили внимание коллеги: помимо собственно развития экологического туризма необходимо развивать и экологическую культуру. Повсеместная проблема – это мусор после неразумных туристов, что абсолютно недопустимо для заповедных территорий. Безусловно, поиск и соблюдение разумного баланса между необходимостью сохранения первозданной природы и задачей развивать экотуризм является в данном случае приоритетом.
Участники совещания сошлись в едином мнении: развитие экотуризма при грамотной организации процесса и законодательной поддержке позволит показать красоту природы, избежать несанкционированных свалок, а в будущем может быть создана единая система экотуризма по всей России.
Справочно:
Наряду с сохранением биологического разнообразия и поддержанием в естественном состоянии природных комплексов и объектов, одной из целей создания особо охраняемых природных территорий является их использование в рекреационных целях. Однако на практике это использование остается недостаточным, что во многом связано с низким уровнем гарантий защиты прав инвесторов, создающих и эксплуатирующих рекреационную инфраструктуру на таких территориях.
В соответствии с действующим законодательством в составе национального парка выделяются рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристкой индустрии, музеев и информационных центров. Осуществление рекреационной деятельности также допускается на территории зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Зоны, имеющие рекреационное назначение, могут выделяться и в составе природных парков.
Вместе с тем, в Федеральном законе от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не определены допустимые параметры осуществления на особо охраняемых природных территориях рекреационной деятельности, а также основные принципы осуществления такой деятельности.
Правовая неопределенность в этих вопросам, с одной стороны, ограничивает законное использование особо охраняемых природных территорий в целях осуществления рекреационной деятельности, а с другой стороны, повышает риски причинения вреда природным комплексам и объектам при осуществлении такой деятельности.
Для устранения этого недостатка в проекте федерального закона закрепляются основные принципы осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях, к которым относятся:
экологическое ориентирование рекреационной деятельности;
не превышение предельно допустимых значений рекреационной нагрузки при осуществлении рекреационной деятельности;
обеспечение индивидуального подхода к осуществлению рекреационной деятельности;
использование при осуществлении рекреационной деятельности объектов инфраструктуры, транспорта и оборудования, оказывающих минимально возможное негативное воздействие на окружающую среду;
вовлечение местных жителей природных территорий в сферу развития рекреационной деятельности.
Для предотвращения изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются полномочиями устанавливать особенности рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях и перечни некапитальных строений, сооружений и объектов благоустройства, допускаемых к созданию на особо охраняемых природных территориях.
Применительно к национальным паркам вводится обязанность организовывать рекреационную деятельность с учетом предельно допустимых рекреационных нагрузок, которая рассчитывается для каждого национального парка отдельно и утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующий национальный парк. При этом остаются в силе действующие запреты на осуществление деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам национальных парков, в том числе запрет на создание объектов капитального строительства. Данные изменения позволят обеспечить учет индивидуальных особенностей национального парка при планировании рекреационной деятельности на его территории.
Кроме того, законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Принятие проекта федерального закона обеспечит дальнейшее развитие рекреационных зон особо охраняемых природных территорий, при сохранении их природных комплексов и объектов.