Социально-экономический мониторинг рекреационных объектов Сочинского национального парка

Опубликовано: 15.04.2022

Научным отделом Сочинского национального парка (СНП) впервые инициировано весьма важное направление исследований по социально-экономическому мониторингу рекреационных объектов СНП.

Посещаемость природных рекреационных объектов предполагает симбиоз двух основных составляющих: спроса на услуги данных объектов и предложения услуг данными объектами. Спрос зависит от потребительских предпочтений потенциальных посетителей, уровней доходов рекреантов, бюджетов свободного времени и пр. Предложение рекреационных услуг природных объектов обусловлено их характеристиками природного и хозяйственного происхождения.

В 2021 году уже получены первые интересные результаты. Статистический анализ материала показал, что со времени введения платы за посещаемость природных рекреационных объектов объем отдыха на них не уменьшался, а увеличивался (в 2020 г. посещаемость платных рекреационных объектов СНП составила 1014060 человек). Посещаемость платных природных рекреационных объектов СНП статистически незначимо различается по годам, что дает возможность рассматривать среднегодовую посещаемость объектов. Некоторые объекты сильно лидируют по посещаемости, в их числе 33 водопада, смотровая башня на горе Ахун, Агурские водопады. Маркетинговый анализ 9 объектов, в среднем, за 2001-2020 гг. позволил их позиционировать с точки зрения вклада в общую посещаемость. Лидером оказался объект «Тридцать три водопада».

В 2021 и 2022 годах в СНП были организованы и проведены социологические опросы населения на основе анкеты, содержащей вопросы, касающиеся количественных и качественных характеристик посещения СНП с рекреационными целями за предшествующий год. В 2021 г. было опрошено 247, а в начале 2022 г. – 227 респондентов. Обработка данных анкетирования методом анализ иерархий позволило определить аттрактивность (привлекательность) рекреационных объектов СНП. Наибольшая аттрактивность оказалась у объектов «Волконский дольмен» и «Корыта».

С помощью Гугл-карт и данных Росстата о численности населения г. Сочи по районам было определено относительное местоположение 9 рекреационных объектов СНП. Наилучшее местоположение оказалось у объекта «Смотровая башня на горе Ахун».

Построенная регрессионная модель зависимости посещаемости объектов на единицу площади от аттрактивности и местоположения подтвердила для величины туристического потока положительное влияние первого фактора и отрицательное – относительной дальности объектов.

Статистический анализ данных о посещаемости СНП местным населением г. Сочи показал, что рост рекреационной нагрузки с 1993 по 2020 г. был вызван увеличением численности населения при константной лесорекреационной активности. Применение теории предельной полезности и теории вероятностей позволил выявить рост рекреационной нагрузки на территорию СНП со стороны приезжих туристов.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности СНП за 2018-2019 гг. (доковидный период) позволил выявить большие резервы экологического туризма на территории национального парка как источника финансирования функционирования и дальнейшего развития рекреационных услуг учреждения.

Исполнитель: старший научный сотрудник А.Е. Дранников

UEXP time:ms